План
работы по устранению пробелов знаний учащихся
Комсомольской ОСШ (на 2 полугодие 2020-2021г.г)
Организуя работу, мы исходим из того, что для оптимизации процесса обучения школьников, имеющих пробелы в знаниях, необходимо решить следующие задачи:
1) выявить характер и глубину имеющихся пробелов в знаниях и умениях;
2) выявить первопричины, вызвавшие эти пробелы и мешающие их преодолению в настоящее время;
3) осуществить меры по нейтрализации факторов, вызывающих новые пробелы в знаниях;
4) организовать в процессе обучения систему мер по восполнению недостающих знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.
Выявляя характер пробелов, имеющихся у конкретных учащихся данного класса, учителя экспериментальных классов стремились ответить на следующие вопросы: по каким разделам курса имеются основные пробелы? Какие понятия, умения и навыки наиболее слабо усвоены из этих разделов? Какие элементы каждого из выявленных понятий не усвоил школьник: смысл, определение понятия, количественную характеристику его, связь с другими понятиями (сходство, отличие), его применение на практике при выполнении упражнений или решении задач?
Использовались такие приемы работы: систематический учет и анализ ошибок, неточностей, затруднений, которые выявлялись в ходе обычного опроса, письменных домашних и классных работ учащихся; специальные контрольные работы диагностирующего типа; специальные диагностирующие беседы со школьниками.
При организации систематического повторения учебного материала с учетом необходимости восполнения выявленных пробелов соблюдалась определенная логика:
а) повторение начиналось с доступного для учащихся учебного материала;
б) на повторение выносились не разделы целиком и не весь материал подряд, а наиболее существенные параграфы и даже абзацы параграфов с тем, чтобы при этом соблюдалась логическая цепь изложения, а ученик затрачивал бы на повторение минимум времени. Учителя стремились помочь ученикам выделить главное, основное, наиболее существенное в повторяемом, обеспечить усвоение основ знаний, которые могут затем, в ходе упражнений, расширяться;
в) учителя стремились к установлению более тесной связи повторяемого и вновь изучаемого материала;
г) ученикам рекомендовалось составлять планы повторения материала и пр.
Вторым важнейшим средством восполнения пробелов в знаниях являлась система индивидуальных практических упражнений и заданий по решению задач, в ходе выполнения которых ученики осознавали учебный материал, связывали теоретические положения с практикой и оттого лучше понимали их.
Слабоуспевающих учеников мы стремились учить некоторым общеметодическим подходам к решению задач. Вот некоторые рекомендации, которые давались ученикам в экспериментальных классах:
- Прежде всего, необходимо хорошо усвоить условие задачи. Для этого, как правило, достаточно прочитать его внимательно два-три раза, сделать чертеж и пр.
- Ознакомившись с условием, надо установить, к какому разделу изучаемого предмета относится данная задача.
- Осознать цель задачи: что необходимо найти (достаточно ли условия для нахождения неизвестного сразу или надо еще выполнить какие-то промежуточные действия; вспомнить, не встречалась ли подобная задача ранее, решалась ли задача, которую можно рассматривать как часть предложенной задачи) .
- Наметить план решения, посмотреть, нет ли формул, связывающих неизвестное с известными величинами, разбить решение на ряд последовательных этапов, которые, в конце концов приведут к цели, решить часть задачи.
- Осуществить план решения, контролируя каждый свой шаг.
- Проанализировать ответ: правилен ли он по размерности, по жизненной реальности результата.
Исключительно важное значение в восполнении пробелов в знаниях имела организация так называемой работы учащихся над ошибками.
Учащимся IV—V классов учителя давали образцы работы над орфографическими, пунктуационными, стилистическими ошибками.
В VI—VII классах работа усложнялась. Ученик должен был сам определить, на какие правила допущены ошибки, найти параграфы, произвести, если нужно, классификацию ошибок, дать краткое письменное объяснение и придумать ряд примеров. Предложение, в котором допущена ошибка по пунктуации, записывается. Ученик должен доказать (а не просто объяснить), почему нужно или не нужно ставить данные знаки, и привести свои аналогичные примеры. Часто на полях ученической тетради против стилистической ошибки учителя давали ученикам задание: «Подбери синонимы к слову» (указывается слово).
В старших, VIII—X классах ученики, работая над ошибками, составляли сводные таблицы, схемы, работали над этимологией слов, составляли диктанты.
Важным средством преодоления пробелов в знаниях являлся правильно организованный опрос учащихся.
На первом этапе преодоления очень глубоких пробелов в знаниях проводились дополнительные занятия. Для того чтобы свести, эти занятия к минимуму, мы стремились максимально рационализировать их и использовали следующие приемы работы:
а) на дополнительных занятиях концентрировали внимание на главных вопросах темы, помогали ученикам выделять это главное;
б) проводились индивидуальные беседы, уточняющие сущность затруднений школьников, и разъяснялось возникшее непонимание;
в) решались с учащимися наиболее типичные задачи, чтобы меньшим числом их добиться большего эффекта;
г) учили наиболее рациональным приемам работы с учебниками, задачниками, справочниками и пр.
№ |
Мероприятия |
Ожидаемый результат |
сроки |
ответственные |
1 |
Индивидуальные беседы с учащимися и родителями |
Составление графика |
В теч.месяца |
Кл.рук-ли |
2 |
Оказание помощи при повторении и закреплении ЗУН по математике, физике, химии, биологии, географии, казахский язык, русский язык |
Закрепление ЗУН на уроках и факультативах |
Январь-февраль |
Учителя-предметники |
3 |
Проведение доп.уроков на платформе Онлайн мектеп |
Рациональные приемы обучения |
3 четверть |
Учителя-предметники |
4 |
Оказание методической помощи со стороны администрации |
Индивидуальные беседы, посещение уроков |
2 полугодие |
администрация |
5 |
Волонтерские факультативы и курсы |
Составление планов |
январь |
Учителя-предметники |
6 |
Оказание психологической поддержки учащимся и родителям |
Составление плана работы психолога и соцпедагога |
январь |
Психолог соцпедагог |
7 |
Мониторинг |
Проверка ЗУН |
Январь май |
ЗД по УВР |
Класс |
Язык обучения |
Ученики |
Ср. балл |
Общий % кач. зн. |
Общий СОУ (%) |
||||||||||
Всего |
Отличники |
Хорошисты |
Успевающие |
Неуспевающие |
|||||||||||
Всего |
% |
ФИО |
Всего |
% |
Всего |
% |
Всего |
% |
ФИО |
||||||
рус |
14 |
6 |
42,86 |
Ганиулы М. |
4 |
28,57 |
4 |
28,57 |
0 |
0 |
4,52 |
71,43 |
76,55 |
||
рус |
16 |
5 |
31,25 |
Бакытов А. |
6 |
37,5 |
5 |
31,25 |
0 |
0 |
4,24 |
68,75 |
70,66 |
||
2 Параллель |
30 |
11 |
37,06 |
10 |
33,03 |
9 |
29,91 |
0 |
0 |
4,38 |
70 |
73,6 |
|||
рус |
15 |
4 |
26,67 |
10 |
66,67 |
1 |
6,67 |
0 |
0 |
4,55 |
93,33 |
75,69 |
|||
рус |
12 |
4 |
33,33 |
5 |
41,66 |
3 |
25 |
0 |
0 |
4,46 |
75 |
74,42 |
|||
3 Параллель |
27 |
8 |
30 |
15 |
54,16 |
4 |
15,84 |
0 |
0 |
4,5 |
85,19 |
75,06 |
|||
рус |
11 |
1 |
9,09 |
6 |
54,54 |
4 |
36,36 |
0 |
0 |
4,23 |
63,64 |
69,58 |
|||
рус |
12 |
2 |
16,67 |
3 |
25 |
7 |
58,33 |
0 |
0 |
4,04 |
41,67 |
66,14 |
|||
4 Параллель |
23 |
3 |
12,88 |
9 |
39,77 |
11 |
47,34 |
0 |
0 |
4,14 |
52,17 |
67,86 |
|||
Начальное образование |
80 |
22 |
26,65 |
34 |
42,32 |
24 |
31,03 |
0 |
0 |
4,34 |
70 |
72,17 |
|||
рус |
15 |
4 |
26,67 |
7 |
46,67 |
4 |
26,67 |
0 |
0 |
4,41 |
73,33 |
74,95 |
|||
рус |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 Параллель |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рус |
11 |
3 |
27,27 |
4 |
36,36 |
4 |
36,36 |
0 |
0 |
4,18 |
63,64 |
69,54 |
|||
рус |
12 |
1 |
8,33 |
5 |
41,67 |
6 |
50 |
0 |
0 |
4,06 |
50 |
66,87 |
|||
6 Параллель |
23 |
4 |
17,8 |
9 |
39,02 |
10 |
43,18 |
0 |
0 |
4,12 |
56,52 |
68,21 |
|||
рус |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 Параллель |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рус |
15 |
0 |
0 |
6 |
40 |
9 |
60 |
0 |
0 |
3,89 |
40 |
62,45 |
|||
8 Параллель |
15 |
0 |
0 |
6 |
40 |
9 |
60 |
0 |
0 |
3,89 |
40 |
62,45 |
|||
рус |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рус |
11 |
0 |
0 |
5 |
45,45 |
6 |
54,55 |
0 |
0 |
3,75 |
45,45 |
58,67 |
|||
9 Параллель |
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основное среднее образование |
92 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рус |
8 |
1 |
12,5 |
4 |
50 |
3 |
37,5 |
0 |
0 |
4,33 |
62,5 |
73,89 |
|||
10 Параллель |
8 |
1 |
12,5 |
4 |
50 |
3 |
37,5 |
0 |
0 |
4,33 |
62,5 |
73,89 |
|||
рус |
9 |
3 |
33,33 |
1 |
11,11 |
5 |
55,55 |
0 |
0 |
4,36 |
44,44 |
75,43 |
|||
11 Параллель |
9 |
3 |
33,33 |
1 |
11,11 |
5 |
55,55 |
0 |
0 |
4,36 |
44,44 |
75,43 |
|||
Общее среднее образование |
17 |
4 |
22,92 |
5 |
30,56 |
8 |
46,52 |
0 |
0 |
4,35 |
52,94 |
74,66 |
|||
Школа |
189 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На конец 2 четверти в Комсомольской ОСШ обучался 219 учащийся, прибывших 3-(Жаремдетова Д 1кл,Нагашибай Г 2кл,Кусаинова М 2кл) , выбывшие: 5- (Осипова Д. 8кл, Петренко А 5кл., Петренко Н.9кл, Жасуланулы Т.4кл,Нысанбай С 1кл). По итогам 2 четверти 39 отличников (в прошлом году в 2 чтв было ); 69 хорошиста (в прошлом году в 1 чтв было 49); с одной «4» четверть закончили 14 учеников, с одной «3» - 10. Это резерв учащихся, с которыми необходимо усилить индивидуальную работу, с целью повышения качества знаний по школе до 13%. Классным руководителям в течение третей четверти в контакте необходимо работать с учителями-предметниками с целью повышения качества знаний по классу. Учителям необходимо проводить индивидуально-групповые занятия по устранению пробелов в знаниях детей. На конец четверти в школе неуспевающих: нет.
Процент качества знаний по классам:
Класс |
Кол-во учеников |
Отличники |
Хорошисты |
Неусп. |
% кач-ва зн |
% успеваемости |
2 А |
14 |
6 |
4 |
0 |
71,4% |
100 |
2 Б |
16 |
5 |
6 |
0 |
68,7% |
100 |
3 А |
15 |
4 |
10 |
0 |
93,3% |
100 |
3 Б |
12 |
4 |
5 |
0 |
75 |
100 |
4А |
11 |
1 |
6 |
0 |
63,7 |
100 |
4 Б |
12 |
1 |
2 |
0 |
25 |
100 |
5 |
15 |
4 |
7 |
0 |
74,95 |
100 |
6А |
11 |
3 |
4 |
0 |
69,5 |
100 |
6Б |
12 |
1 |
5 |
0 |
50 |
100 |
7 |
17 |
1 |
7 |
0 |
47,1 |
100 |
8 |
16 |
1 |
2 |
0 |
18,8 |
100 |
9А |
11 |
1 |
3 |
0 |
36,3 |
100 |
9Б |
11 |
0 |
4 |
0 |
36,3 |
100 |
10 |
8 |
1 |
3 |
0 |
50 |
100 |
11 |
9 |
3 |
2 |
0 |
55,5 |
100 |
ИТОГО |
221 |
36 |
72 |
0 |
56,5 |
100 |
Процент качества знаний КОСШ составил 56,5% (в прошлом учебном году 2 четверти 31,6%), успеваемость 100 % ( в прошлом году в 2 четверти 65%.) Сравнивая результаты за 1 четверть 2019-2020 учебного года видно, что учащиеся показали увеличение качества знаний на 24,9%.
Выводы:
- Отметить повышение качества знаний и успеваемости на 24,9% по сравнению с прошлым учебным годом 2 четверти.
- Увеличилось количество отличников и успевающих на «4 и 5» на 41 человек.
- В целом по школе прослеживается положительная динамика по сравнению с итогами прошлого учебного года.
Проблема: количество обучающихся с одной «3» остается большим:17 учеников.
Низкое качество знаний в классах (8, 9А,9Б)
На основании выше изложенного рекомендуется:
- Учителям-предметникам взять на контроль результаты учащихся, находящихся в резерве «хорошистов», вести работу со всеми учащимися по повышению учебной мотивации, оказывать своевременную помощь при появлении пробелов в знаниях.
- Учителям - предметникам не только фиксировать факты неуспешности учащихся, но и развивать интерес к своему предмету, создавать на уроке атмосферу сотрудничества с «трудными» детьми, оказывать помощь ученикам, имеющим по тем или иным причинам пробелы в знаниях;
Зам.директора по УВР: Баймурзинова З.Б.