10 Қаң 2022
Оқу үрдісі

План работы по устранению пробелов знаний учащихся Комсомольской ОСШ (на 2 полугодие 2020-2021г.г)

План

работы по устранению пробелов знаний учащихся

Комсомольской ОСШ (на 2 полугодие 2020-2021г.г)

 

Организуя  работу, мы исходим из того, что для оптимизации процесса обучения  школь­ников, имеющих  пробелы в знаниях, необходимо решить следующие задачи:

1) выявить характер и глубину имеющихся пробелов в зна­ниях и умениях;

2) выявить первопричины, вызвавшие эти пробелы и мешаю­щие их преодолению в настоящее время;

3) осуществить меры по нейтрализации факторов, вызываю­щих новые пробелы в знаниях;

4) организовать в процессе обучения систему мер по воспол­нению недостающих знаний с одновременным овладением новым учебным материалом.

Выявляя характер пробелов, имеющихся у конкретных уча­щихся данного класса, учителя экспериментальных классов стремились ответить на следующие вопросы: по каким разделам курса имеются основные пробелы? Какие понятия, умения и навыки наиболее слабо усвоены из этих разделов? Какие элементы каждого из выявленных понятий не усвоил школьник: смысл, определение понятия, количественную характеристику его, связь с другими понятиями (сходство, отличие), его применение на практике при выполнении упражнений или решении задач?

Использовались такие приемы работы: систематический учет и анализ ошибок, неточностей, затруднений, которые выявля­лись в ходе обычного опроса, письменных домашних и классных работ учащихся; специальные контрольные работы диагности­рующего типа; специальные диагностирующие беседы со школь­никами.

При организации систематического повторения учебного ма­териала с учетом необходимости восполнения выявленных про­белов соблюдалась определенная логика:

а) повторение начиналось с доступного для учащихся учеб­ного материала;

б) на повторение выносились не разделы целиком и не весь материал подряд, а наиболее существенные параграфы и даже абзацы параграфов с тем, чтобы при этом соблюдалась логиче­ская цепь изложения, а ученик затрачивал бы на повторение ми­нимум времени. Учителя стремились помочь ученикам выделить главное, основное, наиболее существенное в повторяемом, обеспе­чить усвоение основ знаний, которые могут затем, в ходе упраж­нений, расширяться;

в) учителя стремились к установлению более тесной связи повторяемого и вновь изучаемого материала;

г) ученикам рекомендовалось составлять планы повторения материала и пр.

Вторым важнейшим средством восполнения пробелов в зна­ниях являлась система индивидуальных практических упражне­ний и заданий по решению задач, в ходе выполнения которых ученики осознавали учебный материал, связывали теоретические положения с практикой и оттого лучше понимали их.

Слабоуспевающих учеников мы стремились учить некоторым общеметодическим подходам к решению задач. Вот некоторые рекомендации, которые давались ученикам в экспериментальных классах:

  1. Прежде всего, необходимо хорошо усвоить условие задачи. Для этого, как правило, достаточно прочитать его внимательно два-три раза, сделать чертеж и пр.
  2. Ознакомившись с условием, надо установить, к какому раз­делу изучаемого предмета относится данная задача.
  3. Осознать цель задачи: что необходимо найти (достаточно ли условия для нахождения неизвестного сразу или надо еще выполнить какие-то промежуточные действия; вспомнить, не встречалась ли подобная задача ранее, решалась ли задача, которую можно рассматривать как часть предложенной за­дачи) .
  4. Наметить план решения, посмотреть, нет ли формул, свя­зывающих неизвестное с известными величинами, разбить реше­ние на ряд последовательных этапов, которые, в конце концов приведут к цели, решить часть задачи.
  5. Осуществить план решения, контролируя каждый свой шаг.
  6. Проанализировать ответ: правилен ли он по размерности, по жизненной реальности результата.

Исключительно важное значение в восполнении пробелов в знаниях имела организация так называемой работы учащихся над ошибками.

Учащимся IV—V классов учителя давали образцы работы над орфографическими, пунктуационными, стилистическими ошибками.

В VI—VII классах работа усложнялась. Ученик должен был сам определить, на какие правила допущены ошибки, найти па­раграфы, произвести, если нужно, классификацию ошибок, дать краткое письменное объяснение и придумать ряд примеров. Предложение, в котором допущена ошибка по пунктуации, запи­сывается. Ученик должен доказать (а не просто объяснить), по­чему нужно или не нужно ставить данные знаки, и привести свои аналогичные примеры. Часто на полях ученической тетради против стилистической ошибки учителя давали ученикам зада­ние: «Подбери синонимы к слову» (указывается слово).

В старших, VIII—X классах ученики, работая над ошибками, составляли сводные таблицы, схемы, работали над этимологией слов, составляли диктанты.

Важным средством преодоления пробелов в знаниях являлся правильно организованный опрос учащихся. 

На первом этапе преодоления очень глубоких пробелов в зна­ниях проводились дополнительные занятия. Для того чтобы свести, эти занятия к минимуму, мы стремились максимально рационализировать их и использовали следующие приемы ра­боты:

а) на дополнительных занятиях концентрировали внимание на главных вопросах темы, помогали ученикам выделять это главное;

б) проводились индивидуальные беседы, уточняющие сущ­ность затруднений школьников, и разъяснялось возникшее непо­нимание;

в) решались с учащимися наиболее типичные задачи, чтобы меньшим числом их добиться большего эффекта;

г) учили наиболее рациональным приемам работы с учебни­ками, задачниками, справочниками и пр.

 

Мероприятия

Ожидаемый результат

сроки

ответственные

1

Индивидуальные беседы с учащимися и родителями

Составление графика

В теч.месяца

Кл.рук-ли

2

Оказание помощи при повторении и закреплении ЗУН по математике, физике, химии, биологии, географии, казахский язык, русский язык

Закрепление ЗУН на уроках и факультативах

Январь-февраль

Учителя-предметники

3

Проведение доп.уроков на платформе Онлайн мектеп

Рациональные приемы обучения

3 четверть

Учителя-предметники

4

Оказание методической помощи со стороны администрации

Индивидуальные беседы, посещение уроков

2 полугодие

администрация

5

Волонтерские факультативы и курсы

Составление планов

январь

Учителя-предметники

6

Оказание психологической поддержки учащимся и родителям

Составление плана работы психолога и соцпедагога

январь

Психолог

соцпедагог

7

Мониторинг

Проверка ЗУН

Январь

май

ЗД по УВР

 

 

Класс

Язык обучения

Ученики

Ср. балл

Общий % кач. зн.

Общий СОУ (%)

Всего

Отличники

Хорошисты

Успевающие

Неуспевающие

Всего

%

ФИО

Всего

%

Всего

%

Всего

%

ФИО

2-а

рус

14

6

42,86

Ганиулы М.
Жорабаев А.
Канышулы Г.
Кудайбергенов А.
Цимакуева М.
Шалагон М.

4

28,57

4

28,57

0

0

 

4,52

71,43

76,55

2-б

рус

16

5

31,25

Бакытов А.
Бимагамбетова А.
Бозбетов Д.
Галиева К.
Закирова Г.

6

37,5

5

31,25

0

0

 

4,24

68,75

70,66

2 Параллель

 

30

11

37,06

 

10

33,03

9

29,91

0

0

 

4,38

70

73,6

3-а

рус

15

4

26,67

Алтынбек Н.
Байтурсынова М.
Бактиярова А.
Есбаева Д.

10

66,67

1

6,67

0

0

 

4,55

93,33

75,69

3-б

рус

12

4

33,33

Биимагамбетова А.
Кангареева М.
Қыдыралин С.
Пастухова П.

5

41,66

3

25

0

0

 

4,46

75

74,42

3 Параллель

 

27

8

30

 

15

54,16

4

15,84

0

0

 

4,5

85,19

75,06

4 - а

рус

11

1

9,09

Алиева А.

6

54,54

4

36,36

0

0

 

4,23

63,64

69,58

4 - б

рус

12

2

16,67

Биржанова А.
Турымтаева М.

3

25

7

58,33

0

0

 

4,04

41,67

66,14

4 Параллель

 

23

3

12,88

 

9

39,77

11

47,34

0

0

 

4,14

52,17

67,86

Начальное образование

 

80

22

26,65

 

34

42,32

24

31,03

0

0

 

4,34

70

72,17

5

рус

15

4

26,67

Аликулова А.
Болатов Ш.
Довгодько П.
Сансызбай А.

7

46,67

4

26,67

0

0

 

4,41

73,33

74,95

5 на д

рус

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Параллель

 

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6- а

рус

11

3

27,27

Апухтина К.
Маратова К.
Сарсенова А.

4

36,36

4

36,36

0

0

 

4,18

63,64

69,54

6 -б

рус

12

1

8,33

Каменькова Т.

5

41,67

6

50

0

0

 

4,06

50

66,87

6 Параллель

 

23

4

17,8

 

9

39,02

10

43,18

0

0

 

4,12

56,52

68,21

7

рус

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Параллель

 

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

рус

15

0

0

 

6

40

9

60

0

0

 

3,89

40

62,45

8 Параллель

 

15

0

0

 

6

40

9

60

0

0

 

3,89

40

62,45

9-а

рус

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9-б

рус

11

0

0

 

5

45,45

6

54,55

0

0

 

3,75

45,45

58,67

9 Параллель

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное среднее образование

 

92

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

рус

8

1

12,5

Даулетова Д.

4

50

3

37,5

0

0

 

4,33

62,5

73,89

10 Параллель

 

8

1

12,5

 

4

50

3

37,5

0

0

 

4,33

62,5

73,89

11

рус

9

3

33,33

Бижанов Ә.
Гуцалов Е.
Кудайбергенова А.

1

11,11

5

55,55

0

0

 

4,36

44,44

75,43

11 Параллель

 

9

3

33,33

 

1

11,11

5

55,55

0

0

 

4,36

44,44

75,43

Общее среднее образование

 

17

4

22,92

 

5

30,56

8

46,52

0

0

 

4,35

52,94

74,66

Школа

 

189

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На конец 2 четверти в Комсомольской ОСШ обучался  219 учащийся, прибывших 3-(Жаремдетова Д 1кл,Нагашибай Г 2кл,Кусаинова М 2кл) , выбывшие: 5- (Осипова Д. 8кл, Петренко А 5кл., Петренко Н.9кл, Жасуланулы Т.4кл,Нысанбай С 1кл). По итогам 2 четверти 39 отличников (в прошлом году в 2 чтв было ); 69 хорошиста (в прошлом году в 1 чтв было 49); с одной «4» четверть закончили 14 учеников, с одной «3» - 10. Это резерв учащихся, с которыми необходимо усилить индивидуальную работу, с целью повышения качества знаний по школе до 13%. Классным руководителям в течение третей четверти в контакте необходимо работать с учителями-предметниками с целью повышения качества знаний по классу. Учителям необходимо проводить индивидуально-групповые занятия по устранению пробелов в знаниях детей. На конец четверти в школе  неуспевающих: нет.

 

Процент качества знаний по классам:

Класс

Кол-во учеников

Отличники

Хорошисты

Неусп.

% кач-ва зн

% успеваемости

2 А

14

6

4

0

71,4%

100

2 Б

16

5

6

0

68,7%

100

3 А

15

4

10

0

93,3%

100

3 Б

12

4

5

0

75

100

11

1

6

0

63,7

100

4 Б

12

1

2

0

25

100

5

15

4

7

0

74,95

100

11

3

4

0

69,5

100

12

1

5

0

50

100

7

17

1

7

0

47,1

100

8

16

1

2

0

18,8

100

11

1

3

0

36,3

100

11

0

4

0

36,3

100

10

8

1

3

0

50

100

11

9

3

2

0

55,5

100

ИТОГО

221

36

72

0

56,5

100

         Процент качества знаний КОСШ составил 56,5% (в прошлом учебном году 2 четверти 31,6%), успеваемость 100 % ( в прошлом году в 2 четверти 65%.) Сравнивая результаты за 1 четверть 2019-2020 учебного года видно, что учащиеся показали увеличение качества знаний на 24,9%.

Выводы:

  1. Отметить повышение качества знаний и успеваемости на 24,9% по сравнению с прошлым учебным годом 2 четверти.
  2. Увеличилось количество отличников и успевающих на «4 и 5» на 41 человек.
  3. В целом по школе прослеживается положительная динамика по сравнению с итогами прошлого учебного года.

Проблема: количество обучающихся с одной «3» остается большим:17 учеников.

Низкое качество знаний в классах (8, 9А,9Б)

На основании выше изложенного рекомендуется:

  1. Учителям-предметникам взять на контроль результаты учащихся, находящихся в резерве «хорошистов», вести работу со всеми учащимися по повышению учебной мотивации, оказывать своевременную помощь при появлении пробелов в знаниях.
  2. Учителям - предметникам не только фиксировать факты неуспешности учащихся, но и развивать интерес к своему предмету, создавать на уроке атмосферу сотрудничества с «трудными» детьми, оказывать помощь ученикам, имеющим по тем или иным причинам пробелы в знаниях;

 

 

Зам.директора по УВР:                Баймурзинова З.Б.

Жаңалыктар