Утверждены
Приказом МОН РК №528 от 20.12.2011г.
Правила деятельности
психологической службы в организациях среднего образования
- Общие положения
- Настоящие Правила регулируют деятельность Психологической службы в организациях среднего образования (далее - Психологическая служба).
- Психологическая служба осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, а также настоящих Правил.
- 3. Структура Психологической службы определяется типом, видом и потребностями организации образования, и количеством штатных единиц педагогов-психологов.
- 4. В состав Психологической службы входят педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители и представители родительского комитета.
- Цели и задачи Психологической службы
в организациях среднего образования
- Цель Психологической службы - сохранение психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психологической поддержки участникам образовательного процесса.
- 6. Задачи Психологической службы:
1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
3) обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;
5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
6) охрана психического здоровья обучающихся;
7) оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении
психологических проблем и в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы;
8) повышение психолого-педагогической компетентности субъектов образовательного процесса.
- Основные направления и содержание деятельности Психологической службы
- Психологическая служба осуществляет свою деятельность в психодиагностическом, консультативном, просветительско-профилактическом, коррекционно-развивающем и социально-диспетчерском направлениях.
- 8. Психодиагностическое направление включает:
1) психологическую диагностику обучающихся с целью определения их психического развития;
2) комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации;
3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;
4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
- Консультативное направление включает:
1) консультирование обучающихся, родителей и педагогов по их запросам;
2) индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, родителей и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
- 10. Просветительско-профилактическое направление включает:
1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;
2) предупреждение дезадаптации обучающихся;
3) профилактику асоциального поведения обучащихся;
4) социально-психологическое сопровождение аттестации педагогов;
5) содействие работе методических объединений и педагогического совета и медико-психолого-педагогических консилиумов.
- Коррекционно-развивающее направление включает:
1) проведение тренингов личностного роста;
2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов;
3) планирование коррекции конфликтных межличностных отношений.
- Социально-диспетчерское направление включает:
1) осуществление взаимодействия со специалистами-смежниками (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов;
2) формирование банка данных о социально-медико- психологических службах;
3) проведение мониторинга взаимодействия со специалистами-смежниками и с заинтересованными органами по оказанию помощи в экстренных ситуациях.
- 13. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, размещаемого в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися и педагогическими работниками в индивидуальном или групповом формате.
- 14. Деятельность Психологической службы координируется центральным исполнительным органом в области образования, а на региональном уровне - районными, городскими, областными органами образования.
- 15. Работа Психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с педагогическими и медицинскими работниками, в том числе системы здравоохранения, органами опеки и попечительства, родительской общественностью.
- 16. Психологическая служба взаимодействует с методическим объединением педагогов-психологов, психологическими центрами, кафедрами и ассоциациями практических психологов и методическими кабинетами отделов образования.
- 17. Контроль деятельности Психологической службы обеспечивает руководитель организации образования.